Вступление: (На основе статьи Маргариты Ваняшовой, доктора филологических наук, профессора Ярославского государственного театрального института).
Софья Петровна Аверичева – актриса Ярославского театра имени Волкова, разведчица 234-ой коммунистической Ломоносовско- Пражской стрелковой дивизии, автора книги «Дневник разведчицы».
В каждом Отечестве свои герои. Есть прославленные, есть совсем неизвестные. Будут ли помнить на Смоленщине имя Софьи Петровны Аверичевой, зависит от нас.
10 мая 2015 года перестало биться сердце великой артистки, стойкого солдата - разведчицы Софьи Петровны Аверичевой.
С 12 июля 1942 года по 27 сентября 1943 года разведчики 234 Ярославской коммунистической стрелковой дивизии воевали на нашей земле, среди них была артистка Ярославского театра Софья Аверичева.
Мы расскажем вам о её жизненном подвиге.
В своей книге «Дневник разведчицы» Софья Петровна почти ничего не рассказывает о себе, о своей биографии, довоенной и послевоенной жизни. Автор сосредоточен на событиях военных лет, на судьбах бойцов и командиров, тех, кто рядом, кто идет в бой ради жизни на земле. Страницы «Дневника» отражают чувства и характер автора, но не судьбу. Однако жизнь, судьба, и творчество Софьи Аверичевой не менее интересны чем ее книга.
Первые страницы книги ведут читателя в июньские дни 1941 года, когда актеры Волковского театра возвращаются после гастролей из Костромы в Ярославль
Другом юности Софьи Аверичевой был поэт Марк Лисянский, фронтовик, автор легендарной песни «Моя Москва», ставшей гимном столицы. Слова песни Марка Лисянского - «И врагу никогда не добиться, Чтоб склонилась твоя голова...» высечены на каменном пьедестале памятника, который установлен в честь 25-летия разгрома фашистских войск под Москвой.
Марк часто приезжал в Ярославль, считая его своим родным городом. Марку Лисянскому принадлежит идея создания книги «Дневник разведчицы».
Когда Марк увидел и просмотрел потрепанные блокноты и записные книжки Софьи, прошедшие с ней всю войну, он предложил создать на основе документальных фронтовых записей книгу. И стал ее литературным редактором.
«Дневник разведчицы» вышел впервые к 20-летию Победы с кратким вступлением Марка Лисянского.
Поселок Большой Невер стоял на почтовом тракте. Здесь и жила большая, многодетная семья Аверичевых. Зимой ездили на оленьих упряжках. А летом, в пути детей привязывали к оленям веревками. Детей было в семье девять.
Софья начала работать с 14 лет, учеником слесаря. Было это в 1928 году. Дошла до слесаря 6-го разряда!
Первые шоферы появились в Большом Невере лишь в начале 30-х годов, и сама профессия была необычной. Она ездила по сложнейшей трассе Большой Невер – Алдан
В 30-е годы Аверичева - актриса театров Уфы, Ленинграда, Орла, Ростова Ярославского. В Ростове было множество ссыльных, - рассказывает Софья Петровна. - Это были известные, знаменитые, высланные из двух столиц художники, артисты, музыканты, создавшие в городе особую культурную среду и атмосферу
В предвоенном сезоне 40-41 гг. Аверичева играет заглавную роль Машеньки в одноименной пьесе Афиногенова, Анны Федоровны в «Варварах» Горького, и - огромное событие - перед самой войной ей поручают роль Нины в «Маскараде» Лермонтова.
Начало войны. В репертуаре Волковского театра первых военных лет - пьеса в стихах Владимира Соловьева «Фельдмаршал Кутузов», «Полководец Суворов», «Парень из нашего города» Константина Симонова.
У Аверичевой новая главная женская роль - в спектакле «Вильгельм Телль» Шиллера она играет роль Берты.
В театре спорят, что важнее для актера в годы войны - искусство, вдохновляющее людей на бой, или непосредственное участие в бою. В свободное время волковцы осваивают винтовку и пулемет. А Софья осваивает еще и вождение мотоцикла.
Молодой режиссер театра имени Волкова Семен Оршанский уйдет на фронт с первыми добровольцами. И вскоре погибнет смертью храбрых в боях под Москвой. Его «Песня о Соне-ополченке», написанная и оформленная в форме открытки, очень любовно, с затейливым орнаментом, и сегодня хранит его неравнодушное чувство к Сонечке.
Враг был под Москвой. Если бы разрешили - весь состав Театра имени Федора Волкова целиком ушел бы на фронт... В конце июня 1942 года в Ярославле принимали пополнение в Ярославскую коммунистическую дивизию. Двадцать актеров Театра имени Волкова подали заявления о добровольном зачислении в дивизию. Среди них было и заявление Софьи Аверичевой. Она обращается с личным письмом к секретарю обкома партии Николаю Патоличеву с просьбой послать ее в войсковую разведку, в самое пекло схватки. Просьба удовлетворена.
«В строю стояло несколько девушек, - вспоминал Манский, - среди них актриса Соня Аверичева, по-мальчишески тоненькая, с коричневым загаром, выгоревшими до белизны золотистыми волосами. Соня и слышать не хотела о том, что ее направят во фронтовую артистическую бригаду».
Так Софья оказалась не в «партизанских полках», не в народном ополчении, а в разведроте 234-ой Ярославскои коммунистической дивизии, которой командует легендарный Иван Докукин.
Комроты смотрит на новоявленную разведчицу снисходительно и насмешливо. Но она быстро овладевает тем, что давно освоили его бесстрашные, мужественные разведчики - ползти под ураганным огнем к вражеским окопам, добывая сведения об огневых точках противника, и самым опасное - добывать «языков». Софья не раз ранена. Стоит подлечиться, и снова Аверичева рвется в свою войсковую часть, к разведчикам.
Закончилась война. Послевоенные сезоны приносят Аверичевой признание публики. Каждый сезон актрисы Аверичевой - три-четыре новых роли! И каких! В сезоне 1946-1947 гг. главная женская роль - Софья - в «Горе от ума» Грибоедова. Только Аверичева с ее заводным характером может сыграть Любку Шевцову в «Молодой гвардии».
Софью Петровну демобилизовали в 1946 году. А через пять лет, вместе с мужем, подполковником Василием Ивановичем Малковым они решили пройти по старым военным Смоленским дорогам. Василий Иванович работал в Ярославском музее, который тогда назывался историко-революционным, он-то и организовал поездку, включив в небольшую группу директора музея, фотокорреспондента, водителя. Бросали машину там, где не могли проехать, шли по лесам и болотам, и пели свою старую фронтовую песню.
Везде в лесах и полях сохранились проволочные заграждения, валялись снаряды, мины. Колхозники-крестьяне боялись пахать. Пошли в райком партии. - Вы, братцы, - сказал Василий Иванович, - угробите все население, если не пришлете сапёров. По настоянию Малкова и Аверичевой сапёров вызвали и они разминировали местность.
Когда пришли и деревню Грядозубово, там был праздник урожая, и все жители собрались на него. Многие деревенские бабы узнали Софью Петровну. Она всегда узнавала смоленский незабываемый говор.
После этого похода начались поездки по Смоленщине ярославцев - ветеранов Ярославской коммунистической дивизии, молодежи. Третья поездка Софьи Петровны на смоленскую землю была в 1983 году - уже без Василия Ивановича.
Вспоминая походы по смоленским дорогам, Софья Петровна вновь читала Друнину.
В Эстонии в 2007 г в связи с решением правительства перезахоронить останки советских солдат из братской могилы в центре города и перенести установленный в их честь памятник воину-освободителю на военное кладбище. Когда случилась история с Бронзовым Солдатом в Эстонии, Софья Петровна написала стихи, обращенные к ветеранам, к нашей памяти.
Фронтовой народ, покуда живы,
Мы стоим за правду, как один:
Ни врагам, ни демагогам лживым
Унижать Победу не дадим!